Поиск
Close this search box.

Методическая работа

Самообразование – одна из форм повышения профессиональной компетентности педагога

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 254»

ГО ЗАТО город Фокино (пос. Путятин)

Самообразование – одна из форм повышения профессиональной компетентности педагога.

«Учитель живёт до тех пор, пока учится,

как только он перестает учиться,

в нём умирает учитель»

К.Д.Ушинский 

Дата проведения: 20 апреля 2017 год

Время мероприятия: 8.30 – 13.30

Категория слушателей: учителя предметники

Цель: Совершенствование   уровня педагогического мастерства учителей и их компетенций в области учебного  предмета.

Время проведения

Название мероприятия

Участники

Место проведения

1

8.30 – 9.15

Регистрация гостей семинара, кофе-тайм

 

 

2

9.15 – 9.25

Введение в проблему

Андреева Г. Н. директор МКОУ СОШ № 254

Каб № 5

3

9.25 – 9.45

Использование ИКТ на уроках литературы

Панина О. Я. Учитель литературы

Каб. № 5

4

10.00 – 10. 30

Внеурочная деятельность. Презентация проекта «Дворовые игры»

Чаплыгина Н. А., учитель физической культуры

спортзал

5

10. 40 – 10.55

Проектная деятельность в начальной школе «Всё узнаю. Всё смогу».

Конохова Г. А., учитель1, 3 классов

Каб. № 2

6

11.00 – 11.30

Поисково-исследовательская деятельность «Мониторинг водных объектов о. Путятина»

Полубояркина Л. М.,  учитель физики, Попик Г. Н., учитель биологии

Каб № 2

7

11.40 – 12.10

Технологии изобразительного искусства через работу кружка «Творческая мастерская»

Молева И. Е., учитель ИЗО

Каб. ИЗО

Проектная деятельность на уроках технологии «Лоскутная мозаика»

Шульгина Р. Б., учитель технологии

Каб. технологии

8

12.20 – 12.50

Выступление школьников  «Дадим планете шанс»

Жданова О. В., старшая вожатая

Актовый зал

9

12.50 -13.00

Подведение итогов.

Андреева Г. Н. директор МКОУ СОШ № 254

Актовый зал

10

13.00 -13.30

Обед

 

Школьная столовая

Самообразование – одна из форм повышения профессиональной компетентности педагога.

 

«Учитель живёт до тех пор, пока учится,

как только он перестает учиться,

в нём умирает учитель»

К.Д.Ушинский 

Я хочу предложить Вам посмотреть на этот вопрос с двух сторон: теоретической и практической. Итак : в словаре Ожегова дано такое определение: «Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи учителя».

Но мы ведь говорим о  нас с Вами – о педагогах.  Вам не кажется, что самообразование – это и самовоспитание, саморазвитие, самосозидание, самооценка, самостроительство собственной личности.

Я думаю, Вы согласитесь, как бы хорошо  не была организованна методическая работа, без самообразования никогда  мы не может достичь оптимального эффекта.

Главным в самообразовании является наличие мотива.

Мотивы, побуждающие учителя к са­мообразованию.

  • Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классно­му часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
  • Желание творчества. Учитель — профессия твор­ческая. Творческий человек не сможет из года в год ра­ботать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Долж­но появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.
  • Стремительный рост современной науки, осо­бенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на уче­никах, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ учителя как несовременного человека.
  • Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу, просят определить его в класс к «лучшему» учителю, предметнику или классному руково­дителю. Квалифицированный педагог в условиях описан­ной конкуренции имеет больше возможностей в отборе учащихся, определении нагрузки.
  • Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Никто не хочет быть плохим учителем!
  • Материальное стимулирование. Наличие ка­тегории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, кото­рая, естественно, оплачивается выше.

 Если процесс образования … :

  1. Осуществляется добровольно;
  2. Осуществляется сознательно;
  3. Планируется, управляется и контролируется самим человеком;
  4. Необходимо для совершенствования каких-либо качеств или навыков,

… то речь идет о самообразовании.

Самообразование это –  один из добровольных форм повышения компетентности педагога.

Но мне хочется выделить слово – ДОБРОВОЛЬНО. Если педагог ДОБРОВОЛЬНО участвует в методических мероприятиях, делает их (мероприятия) частью самообразования учителя (недобровольность  исключает эти мероприятия из числа факторов профессионального роста  педагога ввиду их бесполезности).

Источники самообразования.

В чём заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в развитии личности и профессиональной деятельности.

Определим источники знаний:

  • телевидение;
  • газеты, журналы;
  • литература (методическая, научно-популярная, пу­блицистическая, художественная и др.);
  • Интернет;
  • видео, аудио;
  • платные курсы;
  • семинары и конференции;
  • мастер-классы;
  • мероприятия по обмену опытом;
  • экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
  • курсы повышения квалификации;
  • путешествия.

Все источники можно разделить на способствующие личностному росту и способствую­щие профессиональному росту.  Это теория, но  в реальности полного перечня нет. Источником самообразования, в широком смысле этого слова, является ВСЯ ЕГО ЖИЗНЬ. 

Это и

-его детство, юность, его жизненный опыт,

— прочитанные книги, телевидение,

— общение с разными людьми, театр, спорт,

— размышления,

— все способы самопознания (созерцание, медитация, молитва),

— пережитое (счастье, горе, удачи, неприятности),

— выбор ( профессии, друга, спутника жизни, решения, поступки, позиции, ценностей, идеалов),

— анализ своей профессиональной деятельности, способов разрешения конфликтных ситуаций,

— размышления о каждом удавшемся и неудавшемся уроке,

— …

Каждый учитель сам выбирает, какие из источников для него приоритетныные, какие дополнительные, какие второстепенные. Выбирает из того, что он больше любит, какие у него (учителя) возможности, какие мотивы и цели.

 

Технология организации самообразовательной деятельности.

Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:

1 этап – установочный.

Он предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) школы; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.

2 этап – обучающий.

 На  этом этапе  педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования.

3 этап – практический

На этом этапе  происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.

4 этап – теоретический

В ходе этого этапа происходит осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО или кафедры, на районных МО; посещение с обсуждением открытых уроков и другие коллективные формы работы.

5 этап – итогово-контрольный

 На этом  этапе педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.

Однако мы не одинаковые. Одни – назовём их «люди, укорененные в культуре», никак не планируют свое саморазвитие и специально о нем не думают вообще, специально его не организовывают, НО… заняты самообразованием постоянно.  Для них «думанье» (размышление, анализ, рефлексия, медитация) – естественный процесс, они жить без этого не могут. Образ их жизни – постоянное саморазвитие.

 

Другие – назовем их «рационалистами — алгоритмистами» , тоже понимают самообразование как профессиональную необходимость. Но им необходимо предварительно продумывать, и, возможно, письменно планировать всю эту работу, в чем ничего плохого нет. Просто это другой  психотип педагогов.

 

Есть те, кто совмещает в себе черты и одной группы, и другой.

Есть и те, кому ничего не нужно…

 

Таким образом, для одних педагогов, самообразование – процесс самопроизвольный, неуправляемый, возникающий силой внутренних причин, без внешнего воздействия, поэтому абсолютно естественный и не планируемый.

 

Для  других педагогов, самообразование является самопроектируемым процессом. Как нельзя  откуда-то списать проект собственной жизни, так нельзя списать проект профессионального саморазвития, самообразования. Эти учителя не любят спонтанность, им импонирует четкость, проективность работы над собой, письменная фиксация ДЛЯ СЕБЯ своих намерений.

 Но давайте ответим на вопрос «Как спроектировать работу?»

Можно спроектировать работу над собой по следующим направлениям:            

— расширение культурного кругозора;

— развитие интеллекта;

 — мировоззренческая подготовка;

— дидактическая подготовка;

—  воспитательная подготовка;

—  психологическая подготовка;

— дефектологическая подготовка;

— частнометодическая подготовка;

— подготовка в сфере ИКТ

 

Можно спроектировать план самообразования на основе своих ответов на вопросы диагностической анкеты «Требования к современному уроку»

Можно взять перечень компетенций из любого источника, оценить степень владения ими и на этой  основе сделать план своего профессионального роста.

Общим для таких планов является то, что они составляются на учебный год и являются

выстроенным перечнем задач для себя и действий по их реализации.

Можно ли управлять самообразованием учителя, иначе говоря, стимулировать его, или его активность? Да:

—  это личный пример руководителя,

         — это прием, который можно назвать «эффект заражения» (когда в школе разработан и реализуется масштабный интересный проект, в котором участвует большинство педагогов и детей, в этом случае даже противникам самообразования некуда деваться),

         — другой прием — действенная личностная проблематизация (учителю подбрасывается идея, которая побуждает заняться самообразованием в интересах своего профессионального роста, так как, новое знание привлекает, соблазняет и увлекает любого человека),

         — часто используемый прием: посещение и последующий анализ урока учителя,

         — просвещение, разъяснение, логические, рациональные  аргументы в пользу заняться самообразованием.

        

Информация МКОУ СОШ № 254

Курсовая подготовка

Количество педагогических работников (на 01.09.2019)

Прошли курсовую подготовку в 2018 году

(кол-во)

Прошли курсовую подготовку

 в

2019 году

Прошли профессиональную подготовку

в 2018 году

Прошли профессиональную подготовку в 2019году

Планируют пройти курсовую подготовку

Планируют пройти профессиональную переподготовку

14

     8

5

—-

3

5

1

 

СЕМИНАРЫ

Проведено семинаров 2018 году

школьные/ городские с перечислением тем

Проведено семинаров 2019 году школьные/ городские с перечислением тем

Планируется провести семинары в 2019 – 2020 учебном году (перечислить темы, даты)

0/1 «Патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений воспитательной деятельности школы» (На базе МКОУ СОШ № 258)

 

1 «Педагогические технологии системно-деятельностного типа»/0

1 «Совершенствуем профессиональные компетенции» / 1 «Самообразование – один из путей повышения профессионального мастерства педагога»

 

Участие педагогов

Количество педагогов, участвующих в конкурсах

 

Количество педагогов, участвующих в конкурсах

2018 год

2019 год

муниципальных

краевых

всероссийских

муниципальных

краевых

всероссийских

1

2

4

1

1

3

 

Перечислить названия муниципальных конкурсов

Перечислить названия краевых конкурсов

Перечислить названия всероссийских конкурсов

1.Конкурс сочинений наследников Победы на лучшее воспоминание, связанное с акцией «Бессмертный полк».

1. конкурс «Край моей судьбы» В номинации «История моей малой Родины» за цикл творческих работ об острове Путятина.

1.Всероссийский конкурс учителей с международным участием «Мой лучший урок» (Лоскутная мозаика).

2.Городской конкурс исследовательских работ учащихся 4-5 классов «Юный исследователь»

2.Всероссийский конкурс учителей с международным участием «Моя презентация к уроку» Интерьер кухни, столовой, оборудование кухни.

2. Конкурс чтецов посвящённый 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне. Г. Уссурийск ДВФУ.

3.Краевой фестиваль духовного творчества «Пасхальная радость»

 

3.Конкурс учительских портфолио «Учитель – это звучит гордо!» ЦРТ «МегаТалант»

4.Конкурс учительских портфолио «Я больше, чем учитель!» ЦРТ «МегаТалант»

5. V Всероссийская дистанционная педагогическая олимпиада «Реализация ФГОС в средней школе»

6. Всероссийский конкурс учителей

 с международным участием. Номинация «Моё внеклассное мероприятие! «Сценарий конкурса чтецов «Живая классика»»

7.Творческий Всероссийский конкурс обучающихся и педагогов «Растительный мир  малой Родины»

Участие учащихся, воспитанников.

Принимало участие в муниципальных конкурсах в 2018-2019 у.г. (перечислить)

Принимало участие в муниципальных конкурсах в 2019-2020 у.г.  (перечислить)

 

Принимало участие в региональных конкурсах в 2018-2019 у.г. (перечислить)

Принимало участие в региональных конкурсах в 2019-2020 у.г.

(перечислить)

Принимало участие во всероссийских конкурсах в 2018-2019 у.г. (перечислить)

Принимало участие во всероссийских конкурсах в 2019-2020 у.г.  

(перечислить)

0

3 чел

 (Конкурс сочинений наследников Победы на лучшее воспоминание, связанное с акцией «Бессмертный полк»)

1чел

Первый краевой общероссийский с международным участием конкурс внеклассных мероприятий педагогов и творческих работ учащихся «Моё Приморье»

9 чел

(конкурс «Край моей судьбы» В номинации «История моей малой Родины»  цикл творческих работ об острове Путятина.)

4 чел

 Всероссийский конкурс рисунков «Вставай страна огромная!»

1 чел

 Всероссийский творческий конкурс для школьников «Мои достижения – лоскутное шитьё»

10 чел

I этап всероссийской олимпиады «Знания без границ» биология (флора и фауна Дальневосточного региона)

4 чел

 Всероссийская дистанционная олимпиада по биологии  ЦРТ «МегаТалант»

1 чел

(Городской конкурс чтецов (Есенин))

1 чел

Городской конкурс исследовательских работ учащихся 4-5 классов «Юный исследователь»

1 чел

Краевой фестиваль духовного творчества «Пасхальная радость»

 

21 чел

 Всероссийская олимпиада по литературе в рамках всероссийского социального проекта «Страна талантов»

3 чел

 III Всероссийская Интеллектуальная олимпиада для 1 – 4 классов

8 чел

 II Всероссийская олимпиада по русскому языку 2018 – 2019 учебного года для 5-11 кл.

5 чел

IV Всероссийская олимпиада по английскому языку

10 чел

IV Всероссийская олимпиада по биологии

6 чел

 Всероссийская олимпиада по литературе «Я — книголюб»

5 чел

 IV Всероссийская олимпиада по физической культуре

2 чел

 Всероссийский творческий конкурс «Женский день – 8 марта»

(Веер для мамы на 8 марта)

4 чел

 Всероссийский конкурс «Мама – как много значит это слово»

10 чел

 III Всероссийская олимпиада по математике для 1 – 4 классов

 

 

 

Кол-во стипендиатов по программе «Одаренные дети» в 2018-2019 у.г.

Кол-во стипендиатов по программе «Одаренные дети» в 2019-2020 у.г.

Кол- во стипендиатов других уровней

 2018-2019 у.г. (перечислить)

Кол- во стипендиатов других уровней

 2019-2020 у.г. (перечислить)

0

0

0

0

Материал для публикации МКОУ СОШ №254 (пос. Путятин) об опыте краеведческой работы по изучению природных памятников и исторического наследия острова Путятина.

Приморье – край уникальной природы. В силу ряда геологических и исторических предпосылок на его территории и прилегающих акваториях Японского моря сложилась своеобразная система природных комплексов, в мире нигде более не встречающихся. Наша школа № 254 располагается на острове Путятина в заливе Петра Великого. Остров Путятина интересен не только природными красотами, но и историческим прошлым. Учащиеся и педагоги нашей школы занимаются краеведением. В 2008 году в нашей школе был создан клуб «КЛИО», разработана программа краеведческого клуба «КЛИО» (клуба любителей истории острова). В 2008 году проводилась совместная краеведческая работа с краеведческим клубом «Наследники» из города Шелехова. В результате было собрано много информации об историческом прошлом острова Путятина. Найдено много экспонатов, произведённых на заводах А. Д. Старцева (осколки посуды, ваз, черепицы, кувшинов, кирпичи и др.)

Итогом работы стало создание музейной комнаты в нашей школе. Ребята разработали и защитили проекты в ходе научно-практической конференции «Моя малая Родина»: «Редкие растения острова Путятина», «Фарфоровый завод А. Д. Старцева», «Кирпичный завод А. Д. Старцева», «Исторические и природные памятники острова Путятина», «Родословная А. Д. Старцева», «Оленеферма о. Путятина» и др. В музейной комнате созданы экспозиции : «Жизнедеятельность А. Д. Старцева», «Е. В. Путятин», «История школы», «Быт островитян».

Собран документальный материал об историческом прошлом нашего острова (газетные материалы, книги, документы). В сборе материала участвовали учащиеся и педагоги нашей школы, а также жители нашего острова. Организованы выставки книг «Приморье», «Жизнедеятельность А. Д. Старцева» и др. Регулярно велась поисковая работа и собран большой материал о тружениках тыла, детях войны, и ветеранах ВОВ, созданы экспозиции «Награды ВОВ», «Ветераны ВОВ». Проводились встречи с ветеранами ВОВ и тружениками тыла.

Постоянно для жителей и гостей острова проводились экскурсии. Нашу музейную комнату посещали приезжие из разных городов: Фокино, Владивостока, Находки, Шелехова, Хабаровска, Прокопьевска, Читы, Москвы, Саратова и др. В книге посетителей музейной комнаты много добрых отзывов о нашей работе. В июле 2012 года мы приняли участие в 6-ой всероссийской экспедиции молодёжи «В потомках наше имя отзовётся», провели для них экскурсию. К нам приезжали потомки А. Д Старцева из Австралии. А с потомками А. Д. Старцева из города Владивостока налажено тесное сотрудничество, они посещали нашу музейную комнату и внесли свой вклад в пополнение экспозиций.

Летом 2015 года мы принимали участие в работе пресс-отряда Приморский медиадесант Центра детского творчества г. Владивостока. Результатом стала совместная работа над сборником статей. Сейчас мы принимаем участие в социальном проекте ДК пос. Анна «Рыбацкие огни», цель которого изучение истории рыбацкого промысла на юге Приморья. Мы организовали семинар, на котором присутствовали организаторы проекта, ветераны рыбзавода «Путятин», представители администрации рыбзавода, учащиеся школы, жители острова. Нам передали фонарь — символ проекта «Рыбацкие огни», мы предоставили материал (информацию, фотографии, проекты) для публикации книги.

Мы ведём работу по изучению флоры и фауны острова Путятина. Изучаем природные и исторические памятники о. Путятина. Изучать свой родной край очень интересно и объектов для изучения ещё очень много.

Попик Г. Н. учитель биологии МКОУ СОШ № 254 о. Путятин

20.03.16

 

Дата обновления страницы: 21.07.2021

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122

Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031